Комоедицы – Весна священная – обряды и ритуалы.

весна священнаяО том, как праздновалась древнеславянская языческая Комоедица (Весна священная), руководимая волхвами, на сегодня известно очень мало. Обряды и ритуалы этого праздника пытаются реконструировать исходя из имеющихся исторических документов Англии, Ирландии и Западной Европы о западном языческом празднике Бельтайн (весеннем празднике друидов подобном Комоедице). Эти попытки конечно весьма условны. И все же как могла праздноваться Весна священная – Комоедица нашими предками…

НАЧАЛО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ

С утром все спешили на святилище (капище), где снег уже растаял и земля подсохла. Рядом с этим местом и на ближайших перекрестках дорог насыпали зерно для непременно появляющихся сорок, в образе которых приходили умершие (навьи) предки, которые могли спокойно вдали от людей поесть свое зерно и понаблюдать за своими веселящимися потомками.

На покрытые скатертями столы расставлялись горячие пироги и блины, закуски, а так же мёды, квасы и овсяный кисель.

Все приготовленное угощение делили на пять равных частей, одну из которых оставляли на открытом место возле Священного Огня, при этом приговаривая:

«Честные наши родители! Вот для вашей души блинок».

ЧУЧЕЛО МАРЕНЫ (ЗИМЫ)

К святилищу торжественно на шесте везли соломенное чучело Зимы (Марены). А в это время все стояли вдоль дороги и кланялись в пояс провозимой Марене Свароговне и говорили:

«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

БЛИНЫ

Первый блин комам! Ком (как Вы помните из предыдущих статей) – медведь. Первые испеченные на праздник блины относили в лес в подарок еще спящему великому хозяину – Медовому зверю Кому. И лишь потом начинали угощаться сами и угощать друг друга блинами.

Затем проводили зачин, разжигали Огонь и славили (как было принято у славян) род, предков и богов. По движению солнца (посолонь) заводили (говорили – закручивали) хоровод, при этом одевали маски-хари, чтобы злые духи не узнали, скоморохи и колоброды устраивали представление:

«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ КОСТЁР

Все начинали прыгать через костёр, а в  в конце омывались талой водой или снегом, считая, что свежая талая вода придаёт  красоту и особую свежесть.

Величали молодоженов, которые поженились в течение года. А холостым повязывалась на руку веревка или повязку, для её снятия нужно было откупаться, принося угощения на общий стол.

РАСПИТИЕ СУРЬИ

По чашам разливали чудесную сурью – солнечный напиток, название которого происходит от санскритского «surya» — «солнце»). Первая чаша сурьи неслась жрицей Марены к жертвеннику, а жрица богини Живы выбивала у нее эту чашу, да так, чтобы ни капли не жертвенник не попала, иначе вновь вернётся Марена и похолодает:

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

СЖИГАНИЕ МАРЕНЫ

Дальше начинался обряд сжигания на костре чучела надоевшей Зимы-Марены. В костер при этом подбрасывали старые вещи, мусор и солому:

«Марена загорела, Всему миру надоела!»

Снова начинали прыгать через огонь. При этом обращались к Семарглу с просьбой растопить снег. Катали специально подготовленные горящие колеса. Славили Ярилу, спуская пылающие колёса с горы:

«С горы катись, С весной ворoтись!»

ПРОБУДИ

Потом вооружались горящими головешками и шли будить медведя (обряд назывался пробуди). В яме (инсценированной берлоге), лежал, укрывшись валежником, ряженый (спящий медведь). Вокруг берлоги сначала водили хоровод и шумели – «Ком» не просыпался. Тогда начинали бросать в «спящего зверя» снежки, ветки и прутья, пытаясь разбудить «косолапого».

Ряженый-медведь спал, пока какая-нибудь девушка не садилась ему на спину и не прыгала на нём. После этого «Ком» просыпался. Смелая девушка убегала, перед этим оторвав часть шкуры или ногу медведя. А ряженый-медведь наконец вставал, плясал, изображая просыпающегося от зимней спячки зверя, и шел искать свою обидчицу, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И Земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».

Найдя свою обидчицу, «медведь» ловил ее и тискал в своих медвежьих объятиях.

ИГРИЩА

После этого начинали игрища. Первой игрой была игра городок. В городок – высокое огороженное место – становились девушки, вооружались длинными палками и отбивали нападения парней (при этом колотя их нещадно), которые «на коняшках» пытались прорваться к ним. Кто первый прорывал защиту, тот получал право перецеловать всех защитниц городка.

После этого начинался пир (как говорили – пир горой), а уже потом все остальные забавы: качели, кулачки, коняшки, ручеёк, лазанья на столб за подарками.

Обычно празднование Комоедицы (Весны священной) проходило неделю до и неделю после весеннего равноденствия.

ПРОЩАНИЕ

Прощаясь угощали друг друга сладостями («заедками», а позднее – пряниками), говоря:

«Прости меня, пожалуй, Буде в чем виноват перед тобой».

Оканчивалось прощание целованием и низким поклоном.

САКРАЛЬНОЕ

Духи предков, конечно же незримо присутствовали на каждом празднике своих потомков, радовались вместе с ними долгожданному приходу тепла, Весны и грядущему Лету, прославляли весь Славянский род, одобряя следование и соблюдение древнего священного Обычая – совместное празднование Весны священной.

Комоедица проходила в совместной всеобщей радости потехах и развлечениях.

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

Подпишитесь на рассылку сайта и получите в подарок книгу Поля Брэгга «Соль здоровья – в кислой капусте без соли»

email рассылки
Запись опубликована в рубрике История хлеба (и не только) с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

18 комментариев: Комоедицы – Весна священная – обряды и ритуалы.

  1. Арина говорит:

    Как жалко, что эти традиции ушли из нашей жизни. Они очень сильно сближали людей между собой. И это намного лучше, чем объедаться и напиваться, не вылезая из-за стола .
    И все же чувствуется возрождение. Многие из старых обрядов и праздников возвращаются. И молодежь в этом участвует ! Это радует!

    • admin говорит:

      согласен с Вами. но старое наверное уже не восстановить, будем строить что-то новое 🙂

  2. Алексей говорит:

    Огромное спасибо за интересную,ценнейшую информацию.Вот бы вернуть те времена,веселуха то была какая,скучать народу было некогда.Выкладывайте побольше информации о наших предках,мы так мало знаем о тех временах,если конечно не трудно.

    • admin говорит:

      да, те времена были совсем другие: все было не просто так, во всем был смысл. по мере возможности буду обязательно писать об этом.

  3. Людмила говорит:

    Как интересно. Не слышала о таком празднике. Это вместо сегодняшней Масленицы?

  4. Ирина говорит:

    У нашего народа такие интересные традиции, в наши дни уже мало что осталось с тех времен. Игра в городок меня впечатлила, представила как девки палками колотили парней…. улыбнуло

    • admin говорит:

      все течет, все изменяется. у каждой старинной традиции и ритуала изначально был огромный смысл, постепенно о смысле забыли, оставив одно действие, а пустое действие мало что несет и от него со временем отказываются.

      • Ирина говорит:

        Очень жаль, что все забывается, и в первую очередь виноваты мы сами, потому что не рассказываем нашим детям о таких замечательных традициях. Мы и сами мало чего знаем, потому как и наши предки не донесли нам нужную информацию

        • admin говорит:

          времена советского союза сильно порушили даже наши недавние корни: дедушки и бабушки тех кому сейчас ближе к 40 знали многое о предках и традициях и в детстве об этом рассказывали своим детям, но время перемен учило смотреть вперед, не оглядываясь на «позорное» прошлое, и до внуков дошли уже совсем крупицы настоящей истории. и потеря большинства информации произошла в совсем не большой промежуток времени — каких-то 10-15 лет: деды знавшие все поумирали и тут все начали вспоминать о корнях и традициях. если бы чуть-чуть раньше…

  5. Диана говорит:

    Многие современные христианские традиции имеют некоторые корни в языческом прошлом

    • admin говорит:

      есть такое мнение. а есть и такое, что современные христианские традиции — это продуманная целенаправленная подмена древних традиций. где правда? пусть каждый решает сам 🙂

  6. Сергей говорит:

    Моё мнение такое: Искоренить языческую традицию не смогли и привязали её церковному обряду. В понедельник начинается великий пост. А о истиной причине начало весны — день солнцестояния должны забыть.
    Современный пример — перенос праздничного дня с 7 ноября на 4 ноября. Теперь с учётом переноса 7 ноября никогда не будет выходным днём. Умные люди всё таки есть на белом свете!

    • admin говорит:

      когда не могут что-то искоренить, просто грамотно подменяют. на славянских традициях и старых выражениях это видно явно.

  7. странно, вроде все проводили масленицу, а вместе с ней суровую зиму, все старались, а вена все не идет!

  8. Петр Кутузов говорит:

    Добрые старые праздничные традиции живут, периодически возрождаясь в изменённом виде

  9. Анатолий говорит:

    Очень интересная и познавательная статья. Много узнал нового. Жаль, что сейчас многие традиции забыты. С меня Твит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *