Кадка-квашня.

квашняКвашня или дежа – деревянная кадушка используемая нашими предками для замешивания теста. В связи с ее причастностью к созданию хлеба наши предки считали дежу живым существом с индивидуальным характером и особой ролью в жизни каждой семьи. Она была олицетворением женского лона, а действия по сотворению теста приравнивались с зачатием ребенка. Поэтому отношение к квашне было особенное –  сакрально-священное.

В связи с этим считалось, что с момента изготовления дежа могла быть «хорошей» или «плохой», и хлеб от этого получался соответствующий. При выявлении «дурных наклонностей» дежи ее правили (прибавляя или удаляя одну боковых планок – клепок).

С этой кадкой было связано много поверий. Считалось, что квашня подвержена сглазу, и поэтому не позволялось давать ее в долг, допускать, перелета через нее курицы или приближения коровы, заглядывание в нее мужчин (которым обычно и притрагиваться к ней не разрешалось), ударов по ней, нельзя было ставить ее на землю. Дежа должна была стоять в теплом и тихом месте.

Но если, несмотря на все предостережения,  квашня «портилась», то прибегали к особым действиям, чтобы вернуть ей «хорошие» свойства. Для этого могли окурить ее особыми травами или хозяйка кадки три раза била по ее дну, а затем говорила: «Буду бить снова, если не исправишься!».

Кроме того, считалось, что обеспечить сохранение «хороших» свойств дежи можно вынося ее на на Похвальной неделе во двор на ночь. Верили, что квашня не сможет утерпеть  и обязательно похвалится Богу, что у нее имеется хлеб, а после такого «заявления» все нужные свойства к ней обязательно вернуться.

Даже «именины» у квашни были и отмечались в Великий четверг на Страстной неделе. Тогда проходил ритуал ее «очищения»: кадушку мыли, натирали солью, луком или чесноком, закрывали крышкой, «подпоясывали» полотенцем, накрывали чистой скатертью, клали на нее хлеб и соль и выносили на двор, оставляя до восхода солнца на восточной стороне.

Хлебную кадушку часто использовали для оберега. При пожаре поворачивали открытую дежу на огонь, чтобы его не разнесло ветром. Чтобы не началась гроза, кадушку носили по скотному двору. Дежу выносили на улицу, закрывали крышкой и на нее клали икону Николая-угодника, чтобы прекратился град. При переезде хозяева приносили в новый дом кадушку, в которой было тесто, замешанное еще в старой избе.

Наши предки верили, что квашня была одушевленной вещью, а так как она была связана с рождением, то на свадьбах на квашню-дежу возлагали особую роль…

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

Подпишитесь на рассылку сайта и получите в подарок книгу Поля Брэгга «Соль здоровья – в кислой капусте без соли»

email рассылки
Запись опубликована в рубрике История хлеба (и не только) с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Кадка-квашня.

  1. Очень понравилось.Мудрый мы все-таки народ.Забыли только это

  2. Интересно. Возможно у всех вещей есть свой дух, нрав…

  3. Любовь говорит:

    Замечательная статья про квашню, я вспомнила сразу как бабушка в деревне ставила квашню, они так и говорили: «Надо поставить квашню»

  4. Buh говорит:

    Отличный сайт. Желаю удачи!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *