История славян – Масленица.

масленицаЕсть такие интересные мнения о нашей истории и о празднике Масленица.

Давным-давно у славян религия волхвов (друидов) была общей с народами Европы, конечно повсюду с небольшими местными особенностями. Пришедшее позже христианство назвало эту религию языческой. «Языческий» образовано от древнеславянского «язык», что означало «народ». То есть та религия была народной.

В 988 лето варяги (во главе с рюриковичем князем Владимиром) для укрепления своей пошатнувшейся очень сильно власти над славянами силой (мечом, огнем и кровью) принудили их отречься от их исконных богов (которые ассоциировались с далекими предками) и принять другую веру в чужого Бога.

Славянское население, которое осталось в живых после тех кровавых дней, было -крещено без права выбора и жестоко (всех при помощи оружия варяги загоняли для принятия новой веры в реки, и как гласит летопись, вода «краснела от крови»). Все что было связано с исконной верой славян было уничтожено (сожжено и разрушено). То крещение было было просто зверским актом жестоких викингов.

Наши предки никогда не баловались человеческими жертвоприношениями – это привнесли варяги. Более других других отличился в этом креститель Руси варяг князь Владимир (который погубил мномножество славянских девушек), чем повлек славянское восстание. Стоит отметить, что он имел три гарема в русских городах с восьмьюстами наложницами, а также был жутким пьяницей и отличался большим самодурством. Однако позднее Владимир был канонизирован Русской Православной Церковью святым в равноапостольском ранге.

После крещения Руси варяги и ставленники византийской церкви уничтожили все следы прошлой свободной жизни и исконной веры славян, а также всю древнюю мифологию завоеванного народа. Потому у нас сегодня фактически нет своей мифологии, хотя она есть у всех даже у полинезийских и амазонских диких племен. А то, что у нас есть (народные сказания и русские былины), то это не мифология – это сочинения христианской эпохи. Всю современную информацию о мифологии восточных славян можно назвать сочинениями в стиле фэнтези, к которым следует отнести и не безызвестную «Велесову книгу» (вероятней всего сочиненную русскими эмигрантами в середине XX века).

До XVI века славяне про продолжали не смотря ни на что (гонения власти и Церкви) праздновать свою традиционную Комоедицу. Комы – значит предки. На самом деле раньше говорили «первый блин – КомАм». И лишь после применения Церковью другой тактики (переосмысления этого славянского праздника, включении его в церковные и установлении его перед Великим постом на «сырную (мясопустную) седмицу») постепенно этот праздник стали называть Масленица, хотя народ праздновал его на прежний комоедицкий лад. И стали говорить «первый блин комом» (хотя никогда ни какого кома и не было).

Борьба с проявлением народного языческого веселого разгула в праздновании уже новоиспеченной Масленицы продолжалась в плоть до начала XVIII века (пока Петр I практически полностью не подчинил себе Церковь). Тогда было введено обязательное для всех празднование Масленицы на европейский манер: разгульно, пьяно, с веселыми играми, катаниями и состязаниями. Против таких распоряжений Церковь тогда уже была бессильна. С тех пор и появились традиции нынешней Масленицы: ряженые, балаганы, развлечения, шутки, бесчинства, пьянки и гулянки.

В результате, сначала многовековых запретов Церкви этого древнего народного праздника, затем его переделывания на новый христианский лад, его исконные языческие обычаи и обряды утрачены для нас вероятней всего безвозвратно навсегда.

Все, что мы сегодня знаем о масленичных традициях, опирается, в основном, на совсем недавние по историческим меркам сведения, собранные различными авторами (историками, этнографами, писателями) XIX, начала XX веков. Рецепты традиционной русской кухни ранее XIX века так же малоизвестны – их передавали «из рук в руки» и никто их не записывал. Основная часть стоящей информации о былой Руси (нравах, традициях, быте, жизненном укладе) сосредоточена большей частью в заметках иностранцев побывавших тогда в России.

В России начали собирать и записывать традиционные обычаи и блюда лишь после Отечественной войны 1812 года (победы над Наполеоном). Этим занялась настроенная патриотически часть дворянства. С тех же пор стало уделяться должное внимание изучению русского языка. А до этого в XIX веке преимущественно родными языками русских дворян (в основном  выходцев из Европы) были французский и немецкий, на которых велись переписки и писались книги: так переписывались на французском Пушкин с Бенкендорфом, Лев Толстой написал половину романа «Война и мир» на том же французском, Фонвизин (Фон Визен) – русский писатель немец – писал свои сочинения на немецком, а Витус Беринг – великий русский мореплаватель – датчанин по происхождению вообще ни слова по-русски не знал до конца своих дней. В то время крепостные в Российской империи рассматривались властью и инородными дворянами как безмолвный «расходный материал» на службе службе государству (простой люд называли «людишки» и считали, зачем с ним считаться – ведь «бабы еще нарожают»).

Начало XX века качнуло маятник российской истории в очередной раз до самого предела в другую сторону, и совсем тяжело стало оставшимся в стране по разным причинам дворянам и церковникам. Гнет дворянства и религии был сброшен, но ему на замену вскоре пришел гнет большевиков, и Масленица снова стала не в чести как темный пережиток ненавистного прошлого.

Празднование Масленицы снова стало в не закона: за это преследовали и наказывали в плоть до осуждения, срока и отправки в «перевоспитательные» советские лагеря (из которых многие живыми не возвращались). Но даже в таких условиях простой народ продолжал отмечать Масленицу дома, в узком семейном кругу, как минимум выпечкой традиционных масленичных блинов, иногда – скромными семейными застольями, а самые смелые – и застольями, на которые приглашались особо близкие гости (в чем был огромный риск: кто-то мог написать донос о состоявшемся праздновании с перечислением присутствовавших).

Только после завершения Великой Отечественной Войны внутренняя политика СССР изменилась: наконец-то прекратилась официальная борьба с этим исконно народным праздником (с очень глубокими корнями). Постепенно нормой стало празднование «проводов зимы», а потом уже открыто стали говорить и о Масленице.

Так что, все совсем не однозначно в этом мире.

Продолжение следует…

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

Подпишитесь на рассылку сайта и получите в подарок книгу Поля Брэгга «Соль здоровья – в кислой капусте без соли»

email рассылки
Запись опубликована в рубрике История хлеба (и не только) с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: История славян – Масленица.

  1. Сергей говорит:

    Интересная историческая справка про масленицу. Действительно, церковь во всём мире устанавливала свою власть силой и кровь текла рекой. Однако с масленницеё справиться не смогла, пришлось привязать её к началу великого поста. Наверное первый блин называется комом, потому что он предназначался для отдачи нуждающемуся. Редко у какой хозяйки он действительно получался комом, на не разогретой сковородке.

    • admin говорит:

      у славян так получается со всеми праздниками. что не делали власти, а они все продолжали праздновать свои исконные праздники… и им их все взяли и подменили другими

  2. Молодец, Анатолий, что рассказываешь о традициях предков. На самом деле, сейчас всё больше информации открывается. Видно время пришло. Всё возвращается на круги свои.

  3. Анатолий говорит:

    Мне очень понравилась Ваша статья История славян – Масленица. Интересный факт про первый блин. К моему сожалению раньше не знал. Спасибо за урок истории.

  4. Форшмак говорит:

    Спасибо за хорошую ознакомительную статью, до сих пор я не знал про происхождения первого блина. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *